У статті здійснено спробу аналізу найсуттєвіших передумов переживання життєвих криз у
підлітковому віці. Саме фасилітація самоорганізації цілісності є вагомою умовою адаптації підлітків
до вікової кризи. Акцентується увага на застосуванні фасилітативних навичок як засобу подолання
вікової кризи у підлітків, а також наголошується на необхідності сприяння становленню цілісності
особистості як специфічної організації самосвідомості людини.
Ключові слова: вікова криза, життєва криза, самоорганізація цілісності особистості, фасилі-
тація, фасилітативні навички.
В статье осуществляется попытка проанализировать наиболее существенные предпосылки
жизненных кризисов в подростковом возрасте. Именно фасилитация самоорганизации целостности
является важным условием адаптации подростков к возрастному кризису. Акцентируется внимание
на использовании фасилитационных навыков как способе преодоления возрастного кризиса у под-
ростков, а также отмечается необходимость содействия становлению целостности личности как
специфической организации самосознания человека.
Ключевые слова: возрастной кризис, жизненный кризис, самоорганизация целостности лич-
ности, фасилитация, фасилитационные навыки.
The authors analyze the most substantial prerequisites of adolescents’ life crises. Facilitation of selforganized
processes of integrity is an important condition of adolescents’ adaptation to the aged crisis.
Facilitative skills are considered as one of the means to solve the adolescents’ aged crisis. The authors point out
the necessity of facilitation of a personality’s integrity self-formation as a specific organization of a person’s selfconsciousness.
Key words: aged crisis, life crisis, personality’s integrity self-formation, facilitation, facilitative skills.