У статті розглядається проблема адаптаційного стресу, що пере-живається студентами-першокурсниками в період їхньої адаптації до ВНЗ і є перешкодою ефективного фахового зростання майбутніх спеціалістів з вищою освітою. Вивчається рівень прояву соціально-психологічного стресу у студентів, визначаються домінуючі у них копінг-стресові поведінкові стратегії, а також ті сфери життя першокурсників, у яких стреси є найчастішими. Робиться висновок про необхідність розроблення програми тренінгу, спрямованого на збільшення особистісного адаптаційного потен-ціалу студентів, використання отриманих результатів у навчально-вихов-ному процесі вищої школи.
Ключові слова: адаптаційний стрес, соціально-психологічний стрес, студент-першокурсник, фахове зростання, копінг-реакції.
В статье рассматривается проблема адаптационного стресса, который переживается студентами-первокурсниками в период их адап-тации к ВНЗ и является препятствием эффективного профессионального роста будущих специалистов с высшим образованием. Исследуется уровень проявления социально-психологического стресса у студентов, определя-ются доминирующие у них копинг-стрессовые поведенческие стратегии, а также те сферы жизни первокурсников, в которых стрессы являются наиболее частыми. Делается вывод о необходимости разработки програм-мы тренинга, направленного на увеличение личностного адаптационного потенциала студентов и возможность использования полученных резуль-татов в учебно-воспитательном процесе высшей школы.
Ключевые слова: адаптационный стресс, социально-психологический стресс, студент-первокурсник, профессиональный рост, копинг-реакции.
In the article examined problem of adaptation stress which is experienced students-freshmen in the period of their adaptation to Institute and is the obstacle of effective professional growth of future specialists with higher education. The level of display of socially-psychological stress is probed for students, the dominant are determined for them copping-stress strategies of behavior, and also those spheres of life of freshmen in which stresses are most frequent. Drawn a conclusion about the necessity of development of the program of training, directed on the increase of personality adaptation potential of students and possibility of drawing on the got results entrance of up-brining process of higher school.
Key words: adaptation stress, socially-psychological stress, student-freshman, professional growth, copping-stress strategies.